Двенадцать лет назад я уже побывала в этом месте, а в этом году удалось посетить его снова, причем в середине сентября, как раз между датами празднования Рождества Богородицы по новому и старому стилям (8 и 21 сентября). Католики и православные в Элладской, Константинопольской и ряда других церквей уже встретили этот праздник, а православные в России отмечают его как раз сегодня (с праздником всех, кто!). Так что не стану откладывать эти фотографии.
Речь идет, конечно же, о месте, где, как считается, после отъезда из Иерусалима в 43 г. в связи с началом преследований христиан, жили апостол Иоанн и Дева Мария. Этот небольшой домик-часовня на вершине Соловьиной горы в районе города Сельджук и древних руин знаменитого Эфеса стал местом паломничества и почитания как христиан, так и мусульман. Православные греки, жившие в деревне Kirkince (она же Шириндже) неподалеку, издавна почитали это место, называя его "Панайя Капулу" - "Ворота Пресвятой", и приходили к святому источнику на горе.
В XIX веке на основании мистических видений этом есто описала немецкая монахиня Анна Катерина Эммерик, книгу на основе ее откровений прочитали сестры милосердия в Смирне (Измире), католический священник отправился на поиски... Это место, вроде бы, не признано официально, по крайней мере Католической церковью, но здесь регулярно проходят богослужения (15 августа, в праздник Успения Богородицы), трижды его посещали папы. Ну, и, конечно, туристы всех мастей - Дом Девы Марии, по-турецки известный как Meryem Ana Evi - пункт обязательной программы для экскурсии в Эфес.
Подробнее про историю открытия и обустройства этого места отлично написала marmara-calypso, так что мне остается только показать фотографии этого красивого и, несмотря на поток посетителей, очень светлого и умиротворенного места.
2. На гору ведет серпантин, а ближе к месту есть обзорная площадка у подножия большой статуи Девы Марии. Отсюда открываются прекрасные виды на окрестности, но хотя из машины мы не выходили, пришлось притормозить, т.к. статуя оказалась мега популярной для дамских фотосессий.
3.
Как и античный Эфес, дом Марии под усиленной охраной - жандармы с автоматами, проверка документов. Вход на территорию платный (причем плату взимает не Общество Дома Девы Марии, обустроившего здесь все, а администрация города Сельчука), для местных жителей - по 10 лир с человека + 10 лир за парковку машины, для иностранцев это уже 25 лир с носа + парковка. Музейные карты не действуют :(
4. Посетителей встречает настоящий вертеп со сценой Рождества Христова. Он тоже пользуется популярностью для фотографий, у турецких туристов как минимум.
5.
6. Бассейн для воды застали пустым, не считая множества монеток на дне.
7. Здесь братья-католики проводят мессы.
8. Кажется, алтарь поддерживают фрагменты античных колонн! Это очень по-эфесски :)
9. Кажется, св. Франциск?
10. Приветствие Пресвятой Деве Марии св. Франциска:
Радуйся Владычица, святая Царица,
святая Богородица Мария,
ты - Дева, ставшая Церковью,
избранная святейшим Отцом небесным,
которую Он освятил святейшим возлюбленным Сыном Своим
и Святым Духом Утешителем;
в тебе была и есть вся полнота благодати и все благо.
Радуйся, дворец Его;
радуйся, ковчег Его;
радуйся, дом Его.
Радуйся, наряд Его;
радуйся, раба Его;
радуйся, матерь Его;
и вы все, святые добродетели,
которые милостью и светом Духа Святого
изливаются в сердца верных,
чтобы из неверных делать верных Богу.
11.
12. Вот и домик. Таким я его и запомнила - маленькое строение из камня и кирпича в византийском стиле, много зелени вокруг, и все залито солнцем, пробивающимся сквозь листву чинар.
13.
Внутри нельзя фотографировать, но кое-что можно найти в интернете:
В нише слева (в кадре не видно) - очень красивая икона в православном стиле, жаль, что не нашла ее изображений (правда, может быть, там на месте продаются? не обратила внимания). В нижнем правом углу иконы написано Ephesus.
14. Внутри домика есть ящики для пожертвований (как я поняла из надписи, администрация Сельчука только плату за вход взимает, а не содержит весь этот комплекс), там же можно взять свечи, но зажечь их можно только на улице. По греческой традиции, свечи здесь ставят в песок.
15. Мы тоже поставили.
16.
17. Память о папском визите.
18. Святой источник. Умылись и напились вкусной прохладной воды.
19. Ну и неизбежное в наших широтах в каждом культовом месте - завязывание веревочек и бумажек с "желаниями", просьбами и молитвами.
20.
21. Преобладает католическая символика.
22. Красиво...
Напоследок - замечательные слова о. Дениса Костомарова:
Думая о празднике рождества Богородицы, вспоминаю множество событий:
Вот Иерусалим, город Бога, в котором прошло детство Марии.
Вот молодая девушка, почти ребенок, отвечающий вестнику Вечности: "Се раба Господня".
Вот Иосиф, поверивший, что его невеста несет в себе дитя "Духа Святаго".
Рождество в окрестностях Вифлиема.
Бегство в Египет: дневной зной и ночная густая темнота, прохлада пустыни. Путь с младенцем на руках.
Вот Иерусалим в праздник, дева Мария ищет потерявшегося Сына.
Вот струящаяся радость брачного пира, счастья, превращающего воду в вино...
Образ, который несет церковь в своей памяти о Приснодеве, удивителен: Она та, кто рядом без просьб и слов. Она та, кто слышит, даже когда не зовешь. Та, кому каждый сын и каждый, - нужен.
Этот образ завершающие штрихи получит у Креста: в плавящей жаре и напряжении Голгофы рядом не те, кого Иисус звал бодрствовать с Ним, но Она.
И таинство образа Марии есть любовь. Та единственная нить, которая по-настоящему меняет мир. Та единственная нить, которая неразрывно связывает Бога и человека.
С праздником, друзья!
Рассказы об эгейских впечатлениях этого лета
This entry was originally posted at http://meladan.dreamwidth.org/656588.html. Please comment there using OpenID.