...В 1983 году американцы сняли телевизионный фильм "На следующий день", в котором были показаны катастрофичеcкие последствия ядерного конфликта. Но уже на следующий год после "Следующего дня" они выпустили на экраны фильм о неядерной Третьей мировой войне - "Красный рассвет". По сюжету советско-кубинские войска успешно вторгаются в Соединённые Штаты, но американская молодёжь во главе с Патриком Свейзи не смиряется с оккупацией и начинает партизанскую войну.
Ещё через два года в СССР были сняты "Письма мёртвого человека". В принципе, это аналог "Следующего дня". Аналога "Красного рассвета" советские так и не сняли. Целиком пересматривать "Красный рассвет" и "Письма мёртвого человека" было бы излишне (прямо скажем, оба фильма - далеко не шедевры). Ho взглянуть на их трейлеры, пожалуй, можно. Это своего рода документы эпохи. Они помогут нам освежить память и сравнить американское и советское видение Третьей мировой..
[ Spoiler (click to open)]Ещё через два года в СССР были сняты "Письма мёртвого человека". В принципе, это аналог "Следующего дня". Аналога "Красного рассвета" советские так и не сняли. Целиком пересматривать "Красный рассвет" и "Письма мёртвого человека" было бы излишне (прямо скажем, оба фильма - далеко не шедевры). Ho взглянуть на их трейлеры, пожалуй, можно. Это своего рода документы эпохи. Они помогут нам освежить память и сравнить американское и советское видение Третьей мировой..
Примерно так в 80-х годах ХХ века представляли себе Третью мировую войну американцы
Примерно так в 80-х годах ХХ века представляли себе Третью мировую войну советские
Вряд ли можно изобразить одно и тоже гипотетическое событие более отличающимися способами. В американском фильме Третья мировая - это всего лишь ещё одна война, которую следует выиграть. В советском показан апокалипсис, конец человеческой цивилизации. В 1986 году советское общество было насквозь пронизано идеей "лишь бы не было войны". Американцы к тому времени устами госсекретаря Александра Хейга (кстатим, боевого генерала, прошедшего Корею и Вьетнам) сформулировали принцип "Есть вещи поважнее мира".
Советский страх войны вполне объясним историческим опытом - совершенно экстремальными потерями во Второй мировой, к тому же сочетавшимися сo скромными фактическими результами (27 миллионов жизней и полностью разорённая экономика за Кёнигсберг - это не самое лучшее соотношение потерь и приобретений в истории войн). Комбинация чудовищного опыта предыдущей войны с мнением, что следующая война непременно будет ядерной, превращалa страх в ужас.
Но не надолго. В 80-х как раз сходило со сцены последнее поколение, помнившее войну не понаслышке. 30 лет спустя в РФ живут совсем другие люди, убеждённые, что есть вещи поважнее мира, и воспринимающее любой предстоящий конфликт как ещё одну войну, которую следует выиграть. При этом у них парадоксальным образом сохранилось представление, что следующая большая война обязательно будет ядерной. Недавно это отметил ув.
"Многие люди сейчас задают этот вопрос о войне, - и что удивительно для меня: никто не испуган (выделено автором - b). Я не видел ни одной реакции испуга, страха - ожидаемой и естественной для меня. Мол - третья мировая... неминуемо ядерная... (выделено мною - b) ох, как же жить... На любом уровне - понимаю, что может не волновать мировая цивилизация, но ведь ясно, что для личного благополучия каждого говорящего начало войны было бы катастрофой. Но страха нет, совсем. Спрашивают с любопытством, с очень живым и настороженным любопытством, вопрос представляется важным, но не страшным." http://ivanov-petrov.livejournal.com/1963337.html
Советское и постсоветское сознание склонно колебаться от утопии к антиутопии и обратно, минуя стадию реализма. Сейчас оно пришло к совершенно утопической идее, что РФ способна вести против любого противника ядерную войну и выиграть её. Простая мысль, что нуклеарное оружие принципиально неприменимо, наталкивается на стену непонимания. Атомных бомбардировок требуют все кому не лень и по любому поводу. Мне трудно представить другое общество, в котором ядерную войну предлагал бы устроить кинорежиссёр, выступающий в прайм-тайм на национальном телевидении.
Это поведение ребёнка, верящего, что все умрут, а он и его родители останутся. Если так пойдёт дальше, кто-нибудь потребует нанести ядерный удар из-за нечестного судейства на спортивных соревнованиях, из-за неудобных правил выдачи виз в ту или иную страну или из-за несоответствия итогов конкурса красоты его вкусу. Атомная риторика утратила связь с реальностью и превратилась в ничего не значащий, но повсемеcтно звучащий фон. Нечто вроде музыки в стиле лаунж, которая пишется специально для того, чтобы звучать в торговых центрах, холлах отелей, барах и лифтах.
(c)