Хроники Летучего Нидерландца (egle_45) wrote,
Хроники Летучего Нидерландца
egle_45

Categories:

Профессор Толкин, агент сатаны

Я знаю, ролевиков порадует.
Особенно тех, кто, подобно мне, ещё помнит "дело о тюменских сатанистах"...

Прошу любить и жаловать, "психолог Изяслав  Адливанкин", знаток молодёжных субкультур и таящихся в их глубине (под безобидной личиной, так сказать) тёмных культов:

Исходя из опыта, я задался вопросом, почему толкиенисты, бывшие (по крайней мере, в нашем культурном пространстве) в определенном смысле предшественниками «готов», с таким трудом выводятся из того тяжелого духовного состояния, в которое они впали под воздействием своего увлечения. (с)

Вы думаете, готы - это безобидно? Как бы не так:

Те контркультурные явления, которые мы с вами обсуждаем, являются сферой темной, их природа сугубо демоническая, инфернальная. Некоторые из них нисходят в своих глубинах к откровенному сатанизму, некоторые представляют собой перевертыши, где за детскими страшилками-шутками кроется тот же опасный, но для многих, увы, привлекательный мир тьмы. «Готы», например, сами признаются, что их субкультура – это культ тьмы. (с)

Ну и заключительный аккорд:

Конечно, человек, увлекавшийся романами Толкиена, вовсе не обязательно становится сатанистом. Но я не знаю ни одного сатаниста, который бы в свое время не увлекался романами Толкиена! (с)

А всё почему, вы думаете?

Это очень серьезная проблема, своего рода феномен. И в какой-то момент я, как мне кажется, докопался до сути... Произошло это, когда, изучая биографию Толкиена, я узнал, что он запретил переводить имена своих героев, героев своих демонических миров, на другие языки, а требовал сохранить такое же их произношение и написание, как в оригинале. Тут для меня кое-что стало проясняться. Не буду здесь давать этому серьезную богословскую оценку, это требует большого времени. Отмечу лишь кое-какие моменты, чтобы читатель задумался. Толкиен создавал космогонию. В его произведениях перед человеком разворачивается удивительное пространство миров, населенных некими сверхъестественными существами. Причем это не просто плоды авторской фантазии. Толкиен был профессиональным историком и лингвистом-исследователем. Поэтому он не столько изобретал, сколько реконструировал историю и очень многое черпал из древних культов, которые изучал очень внимательно. По сути, его фантазийная реконструкция была прямым отражением той языческой реальности, которая когда-то имела место в реальной истории. Многие его герои носят имена древних богов, то есть, с точки зрения Православия, демонических существ. Как и, в общем, его построения соответствуют определенным культам, которые он лишь слегка интерпретировал через призму своей фантазии. Иными словами, его фантазия зиждется на той духовности, которая в свое время была побеждена христианством.

Чтобы перевести разговор в совсем уж понятную плоскость, приведу такое сравнение. Представьте себе, что современный христианин вдруг начнет призывать на помощь, скажем… бога Аполлона. И не шутки ради, а на полном серьезе. И будет с этим долго заигрывать, причем не в комедии. Конечно, существуют поэтические образы, аллегории. Мы не будем тут углубляться в вопрос, где грань между человеческой фантазией и реальной связью с определенным духовным миром. И, конечно, представить себе христианина, всерьез апеллирующего к некоему демоническому существу под именем «бог Аполлон», который был побежден христианской проповедью, довольно трудно. Но если все-таки это сделать и не считать выдумками возможность реальной связи с миром падших духов, то ситуация будет не столь уж безобидной. Нечто, называемое «богом Аполлоном», разве совсем исчезло из зримого и незримого мира? Разумеется, нет. Идол был побежден проповедью Христа, но не исчез, потому что весь духовный мир существует вне рамок земного времени. А устремление человека в ту или иную духовную область – выражусь аккуратно – образует некие связи. И если мы сегодня говорим о современных людях и о Толкиене, который реконструировал определенные миры, давая им новую жизнь и вводя в них героев, которые изображают демонических существ из древних культов и даже носят их имена, то эта темная духовность тоже активизируется.(с)


Вот так-то.
Вы, конечно, можете возразить, что профессор Дж.Р.Р. Толкин был вообще-то христианином и глубоко верующим человеком.
Но боюсь, что в системе координат процитированного автора католик едва ли сильно отличается от сатаниста...

Спешал танкс за наводку gipsylilya
Tags: записки мизантропа, палата № 6
Subscribe

  • О народном мифотворчестве

    Всё-таки феномен пылкой всенародной любви к принцессе Дианы (вернее, к тому невероятно мощному образу, отчасти обязанному своим существованием…

  • Россия на посту

    Убирая в морозильник упаковку картофельно-грибных вареников (я мать-ехидна и поэтому регулярно использую в готовке полуфабрикаты), зацепилась…

  • Было бы любопытно почитать

    Кэрол Дайхаус, "Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины" [Carol Dyhouse, Heartthrobs: A History of Women…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • О народном мифотворчестве

    Всё-таки феномен пылкой всенародной любви к принцессе Дианы (вернее, к тому невероятно мощному образу, отчасти обязанному своим существованием…

  • Россия на посту

    Убирая в морозильник упаковку картофельно-грибных вареников (я мать-ехидна и поэтому регулярно использую в готовке полуфабрикаты), зацепилась…

  • Было бы любопытно почитать

    Кэрол Дайхаус, "Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины" [Carol Dyhouse, Heartthrobs: A History of Women…