Особенно тех, кто, подобно мне, ещё помнит "дело о тюменских сатанистах"...
Прошу любить и жаловать, "психолог Изяслав Адливанкин", знаток молодёжных субкультур и таящихся в их глубине (под безобидной личиной, так сказать) тёмных культов:
Исходя из опыта, я задался вопросом, почему толкиенисты, бывшие (по крайней мере, в нашем культурном пространстве) в определенном смысле предшественниками «готов», с таким трудом выводятся из того тяжелого духовного состояния, в которое они впали под воздействием своего увлечения. (с)
Вы думаете, готы - это безобидно? Как бы не так:
Те контркультурные явления, которые мы с вами обсуждаем, являются сферой темной, их природа сугубо демоническая, инфернальная. Некоторые из них нисходят в своих глубинах к откровенному сатанизму, некоторые представляют собой перевертыши, где за детскими страшилками-шутками кроется тот же опасный, но для многих, увы, привлекательный мир тьмы. «Готы», например, сами признаются, что их субкультура – это культ тьмы. (с)
Ну и заключительный аккорд:
Конечно, человек, увлекавшийся романами Толкиена, вовсе не обязательно становится сатанистом. Но я не знаю ни одного сатаниста, который бы в свое время не увлекался романами Толкиена! (с)
А всё почему, вы думаете?
Это очень серьезная проблема, своего рода феномен. И в какой-то момент я, как мне кажется, докопался до сути... Произошло это, когда, изучая биографию Толкиена, я узнал, что он запретил переводить имена своих героев, героев своих демонических миров, на другие языки, а требовал сохранить такое же их произношение и написание, как в оригинале. Тут для меня кое-что стало проясняться. Не буду здесь давать этому серьезную богословскую оценку, это требует большого времени. Отмечу лишь кое-какие моменты, чтобы читатель задумался. Толкиен создавал космогонию. В его произведениях перед человеком разворачивается удивительное пространство миров, населенных некими сверхъестественными существами. Причем это не просто плоды авторской фантазии. Толкиен был профессиональным историком и лингвистом-исследователем. Поэтому он не столько изобретал, сколько реконструировал историю и очень многое черпал из древних культов, которые изучал очень внимательно. По сути, его фантазийная реконструкция была прямым отражением той языческой реальности, которая когда-то имела место в реальной истории. Многие его герои носят имена древних богов, то есть, с точки зрения Православия, демонических существ. Как и, в общем, его построения соответствуют определенным культам, которые он лишь слегка интерпретировал через призму своей фантазии. Иными словами, его фантазия зиждется на той духовности, которая в свое время была побеждена христианством.
Чтобы перевести разговор в совсем уж понятную плоскость, приведу такое сравнение. Представьте себе, что современный христианин вдруг начнет призывать на помощь, скажем… бога Аполлона. И не шутки ради, а на полном серьезе. И будет с этим долго заигрывать, причем не в комедии. Конечно, существуют поэтические образы, аллегории. Мы не будем тут углубляться в вопрос, где грань между человеческой фантазией и реальной связью с определенным духовным миром. И, конечно, представить себе христианина, всерьез апеллирующего к некоему демоническому существу под именем «бог Аполлон», который был побежден христианской проповедью, довольно трудно. Но если все-таки это сделать и не считать выдумками возможность реальной связи с миром падших духов, то ситуация будет не столь уж безобидной. Нечто, называемое «богом Аполлоном», разве совсем исчезло из зримого и незримого мира? Разумеется, нет. Идол был побежден проповедью Христа, но не исчез, потому что весь духовный мир существует вне рамок земного времени. А устремление человека в ту или иную духовную область – выражусь аккуратно – образует некие связи. И если мы сегодня говорим о современных людях и о Толкиене, который реконструировал определенные миры, давая им новую жизнь и вводя в них героев, которые изображают демонических существ из древних культов и даже носят их имена, то эта темная духовность тоже активизируется.(с)
Вот так-то.
Вы, конечно, можете возразить, что профессор Дж.Р.Р. Толкин был вообще-то христианином и глубоко верующим человеком.
Но боюсь, что в системе координат процитированного автора католик едва ли сильно отличается от сатаниста...
Спешал танкс за наводку gipsylilya