Top.Mail.Ru
? ?
Летучий Нидерландец

egle_45


Хроники Летучего Нидерландца


Previous Entry Share Flag Next Entry
Грозовой перевал
Летучий Нидерландец
egle_45
А ведь был момент, когда я уже было решила, что роман старшей сестры Шарлотты - книга не романтическая, а скорее АНТИромантическая.

Я почти поверила, что на самом-то деле Эмили пытается сказать: вот, присмотритесь получше к мрачным байроническим отщепенцам и экзальтированным девам с неземным светом в глазах, загляните под эту раззолоченную романтическую мишуру - и вы не увидите ничего, кроме эгоизма, мстительности и психической неуравновешенности.

Не случайно же, думала я, всю эту дикую историю об извращённой мести и саморазрушающей (и заодно разрушающей всё вокруг) любви мы видим глазами ключницы Эллен Дин - действительно, едва ли не единственного здравомыслящего человека во всём этом загородном филиале психиатрической лечебницы.

Мне импонировало, что  Эмили Бронте, как и её альтер эго, Нелли,  мягко говоря, не обманывается на счёт своих главных героев; и то, что Хитклифа и Кэти до сих пор воспринимают чуть ли образцово-показательными романтическим персонажами, казалось мне результатом той же иронии судьбы, жертвой которой впоследствии оказался роман Митчелл.

Но, уже дойдя до болезни и смерти Кэтрин, я поняла, что ошиблась.

Тем не менее, роман старшей Бронте, безусловно, выламывается из стандартного канона позднеромантической литературы - уже хотя бы потому, что, за вычетом малоправдоподобной сюжетной линии и, как бы это помягче... неуравновешенных характеров главных персонажей, по самой манере написания это вещь на редкость реалистичная и психологически убедительная.

И уж, во всяком случае, Эмилия Бронте - если не первый, то, как минимум, один из первых авторов дамского романа, додумавшийся сделать своей героиней "плохую девочку" - почти за сто лет до Маргарет Митчелл (демонический злодей в качестве главного героя для романтической литературы как раз вполне типичен).

Показать НЕ ИДЕАЛЬНУЮ героиню, героиню, не являющуюся средоточием всех женских добродетелей - думаю, по тем временам это был разрыв шаблона, с которым сравнится далеко не каждый литературный скандал наших дней))



  • 1
Тут есть ещё один, для меня самый важный момент.
Строго говоря, "Грозовой перевал" - это книжка не о людях и отношениях. Это книжка о Грозовом перевале, который на самом деле не грозовой, а ветреный, и не перевал, а вершина; и пока туда не попадёшь, о чём написала Эмили, не поймёшь. Эти ребята потому сцеплены друг с другом и чужды всему, кроме друг друга, что оба принадлежат фантастическому, дикому, вольному, ни на что внизу не похожему миру Wuthering Heights. Как-то так.

И это тоже, безусловно.
Но, как бы это сказать?.. Wuthering Heights - хорошо! Романтизм - плохо))

  • 1