Пару лет назад, в разгар кризиса, меня попросили написать для новогоднего выпуска журнала, в котором я работаю, юмористическое интервью с Дедом Морозом - в той же стилистике, в какой я обычно делаю беседы со всякими важными дядями. Пожелания главного редактора звучали так: чтобы с юмором, пару слов об астрологии, и в конце как-то приободрить читателей, дать им, так сказать, надежду на лучшее и заряд позитива.
Без малого неделю я провела в творческих муках, пытаясь адаптировать редакционное задание к своей манере письма (наибольшие проблемы вызывал астрологический прогноз), а потом за пару дней написала очень изящную, как мне казалось, пародию на такого рода парадные интервью. Отправив опус в редакцию по электронке (время, как водится, поджимало, на следующий день журнал надо было отдавать в типографию), я через полчаса позвонила туда сама, чтобы с должной скромностью принять восторженные отзывы и хвалы моему писательскому таланту.
… Народ в редакции я застала в шоке. Главный редактор, заламывая руки, стенала в трубку:
- Лена, ЧТО ТЫ НАПИСАЛА?!!! Это НЕЛЬЗЯ ПУБЛИКОВАТЬ!!!
В общем, выяснилось, что мой профессиональный юмор оказался уж слишком специфичным. "Это же просто ужас-ужас! – наперебой восклицали наши редакционные дамы.– Так мрачно! Хочется повеситься, прочитав!" Выпуск ушёл в печать с подборкой дежурных поздравлений, а я ещё долго потом со страхом и недоумением присматривалась и прислушивалась к себе. К тому времени я уже прочно привыкла считать себя человеком нормальным и адекватным, и было мучительно больно вдруг осознать, как страшно далека я от народа. Моей самоидентификации был нанесен сокрушительный удар, от которого, боюсь, я не вполне оправилась до сих пор…
Ну и, собственно, само интервью.
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Мы привыкли видеть его веселым, шумным, розовощеким стариком, который приходит на новогодние ёлки, водит с детьми хороводы, раздает подарки и скандирует "Ёлочка, зажгись!" Таким мы и увидим его снова совсем скоро, когда вся страна будет отмечать наступление нового, 2009 года. Но пока горячая рабочая пора ещё впереди, и сегодня напротив меня сидит немного усталый пожилой человек с добрыми и задумчивыми глазами. Дедушка. Дедушка Мороз.
- Дедушка, Вы столько лет бессменно приносите детям подарки на Новый год. Не возникает желания передать кому-нибудь свои обязанности и уйти на покой?
- Даже если бы такое желание и появилось - для Деда Мороза пенсия не предусмотрена. Да и заменить некому. Детишки ко мне привыкли, ждут каждый год, как же я могу не прийти? Хотя тяжело, конечно, страна у нас не маленькая. Но я очень люблю свою работу, люблю возиться с детьми, приносить им радость, как ни банально это звучит. Это действительно очень приятное чувство - знать, что тебя ждут, что ты нужен. Нет, на покой я не тороплюсь. - Вам не обидно, что все меньше детей в наше время верит в Деда Мороза?
- Все дети со временем вырастают. Жаль только, что при этом они нередко забывают то, что следовало бы помнить, и перестают верить во многое из того, во что верить стоило бы. Но у выросших детей появляются младшие братишки и сестренки, а со временем - и собственные дети, которые снова и снова разучивают стишок или песенку о зиме, о ёлке, о новогоднем празднике, чтобы порадовать Дедушку Мороза. И это замечательно. - Иногда мне кажется, что только дети и не разучились ещё по-настоящему радоваться приходу Нового года. У взрослых столько проблем, что им не до праздников…
- И очень зря! Праздник - это ведь не просто возможность отдохнуть от надоевшей работы, развалившись на диване перед телевизором. Праздники необходимы человеку в первую очередь для душевного отдыха, для того, чтобы вырваться ненадолго из скучной рутины повседневности. Для РАДОСТИ. А большинство взрослых вместо этого создают себе дополнительные хлопоты и тревоги - достать денег на застолье (чтоб не хуже, чем у людей!), успеть приготовить обильное угощение, большая часть которого так и не будет съедена, прикупить наряды подороже - это, если говорить о женщинах… И когда праздник, наконец-то, приходит - сил, чтобы радоваться, уже не остается, праздничное настроение безнадежно заплутало где-то в лабиринте предновогодних хлопот. - Как же нам снова научиться радоваться празднику, как в детстве?
- Вот именно - как в детстве. Вспомните, когда вы были маленькими, вас ведь не заботила формальная сторона празднования. Важен был сам праздник, а не застолье или вечеринка по его поводу. Праздничное настроение не терпит суеты и излишней серьёзности. Будьте веселыми, не стесняйтесь быть несерьёзными! Праздник - внутри нас, а не снаружи. Вот об этом стоит помнить. - Наступающий 2009-ый год люди встречают с тревогой, многие боятся последствий мирового финансового кризиса…
Мой коллега из Китая, Шань Дань Лаожен, говорил мне как-то, что в китайском языке слово "кризис" состоит из двух иероглифов: "опасность" и "новая возможность". Все зависит от того, какую из двух составляющих выберем для себя мы сами. Я открою маленький секрет: каждый человек получает то, на что он сознательно (а чаще - бессознательно) себя настроит. Так вот, чтобы не получить обратно от судьбы свои страхи и тревоги, в материализованном, так сказать, виде - лучше настраивать себя на хорошее. Один волшебник, которого я очень уважаю, сказал в своё время: "Счастье возможно и в тёмные времена". Более того - личное счастье каждого отдельного человека, как правило, не связано напрямую с ситуацией, сложившейся в данный момент в его стране или в мире. - Кстати, о судьбе. Накануне новогоднего праздника всегда прибавляется работы у астрологов: каждому хочется заглянуть в будущее, узнать, что несёт ему наступающий год. А Вы верите в гороскопы?
- Ничего не имею против попыток узнать свою судьбу, но, на мой взгляд, к гороскопам не стоит относиться чересчур серьезно. У нас в русском языке есть замечательная пословица: "Каждый человек - кузнец своего счастья". Можно ведь сказать - вот, все плохо, в мире кризис, да еще и гороскоп обещает неприятности, разве можно надеяться на что-то хорошее? И тогда, действительно, ничего доброго не дождешься. А можно задуматься: что я могу изменить в себе, какие возможности использовать, какое новое дело, новую работу освоить, чтобы продержаться в это непростое время? И в результате даже то, что сначала выглядело как крушение всех надежд, может потом оказаться самой большой удачей в жизни. Поверьте, это не пустые слова.
А что касается гороскопов - я завёл себе хорошую привычку запоминать предсказания удачи и благополучия, и сразу же напрочь забывать все беды и несчастья, которые "обещают" нам звёзды. Попробуйте, это очень удобно. - Не хочется ли Вам иной раз сменить имидж, стать, как бы это сказать, посовременнее?
- Да нет. Я вообще по натуре скорее консерватор. И, потом, что значит - посовременнее? Бороду подстричь, шубу покороче сделать? Так в короткой шубе пусть Санта-Клаус ходит, ему так сподручнее в камины залазить. Ему по-другому и нельзя. А Дед Мороз должен быть солидным, так по чину положено. Да и коллеги засмеют - скажут, вот, старый пень, за модой решил угнаться. Нет, я должен хранить традиции. Сколько лет уже на Новый год приходит с подарками старик в красной шубе и с белой бородой - и не сосчитаешь. И, будем надеяться, - ещё столько же будет приходить. - Значит, остаться "не у дел" Вы не боитесь?
- Меня ведь однажды уже пытались запретить. В двадцатых годах прошлого века вдруг оказалось, что я "идеологически вредный персонаж", "продукт антинародной деятельности капиталистов". Вне закона оказался не только я, но и новогодняя ёлка, да и сам праздник. Сейчас даже странно вспоминать - люди тайком, можно сказать, подпольно отмечали Новый год! Украдкой наряжали сосновую веточку парой случайно уцелевших игрушек и шёпотом пели песню про ёлочку! Звучит дико, а ведь все это было, и не так уж давно. А потом, в 1935 году, меня официально реабилитировали. Такие вот дела. - Вы так легко об этом говорите…
- Знаете, когда живешь на свете столько веков, привыкаешь быть снисходительным к людям. Для меня все люди - в каком-то смысле дети, а разве можно всерьез сердиться на детей? - Дедушка Мороз, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в наступающем году?
- Больше уверенности. Больше веры в себя. Не бойтесь брать свою судьбу в собственные руки! И тогда никакой кризис не свалит вас с ног. Посмотрите на детей - практически каждый ребенок до пяти-шести лет твёрдо знает, что он волшебник. Потом взрослые объясняют ему, что это не так, и ребенок верит, потому что дети привыкли верить родителям. Но где-то в глубине души каждый остается немного волшебником, надо только об этом вспомнить. И будьте немного добрее друг к другу. Искренне ваш - Дед Мороз.
Беседовала Лёля Санина