Тем не менее, выкладываю их в открытом доступе, по двум причинам. Во-первых, я так и не нашла этих текстов в интернете, а информация достаточно любопытная, вдруг кому пригодится.
А во-вторых, повседневный мир и обыденное сознание, на мой взгляд, - чертовски интересная и неоднозначная тема, в высшей степени достойная обсуждения, стоит лишь немного отступить от привычного, стереотипного восприятия этих вещей.
"Являясь синкретическим процессом, включающим в себя существование всех иных известных человеку "миров" повседневная жизнь представляет собой единый универсум, обладающий своими собственными внутренними законами и характеристиками. Особенности повседневного мира в его отличии от "мира природы", рисуемого естественными науками, описали немецкие социологи Альфред Шюц и Томас Лукман в книге "Структуры жизненного мира" (1974 г.). Это прежде всего интерсубъективность. Повседневность выступает как действительность, возникающая и формирующаяся лишь в общении, в постоянно возобновляемом контакте людей. Ее ведущие составные не "предметы" и "процессы" сами по себе, а человеческие смыслы.
Обыденная действительность сплошь соткана из значений, которые мы придаем вещам и отношениям, более того, социальные "предметы" и их границы находятся в прямой зависимости от того, как они понимаются обществом в целом, а также отдельными его группами и индивидами. (Простой пример:"качество" и границы таких повседневных явлений, как "преступность", "порядочность", "любовь", "политическая власть" зависят от того, какие значения и в каких конкретных контекстах им приписываются.) "Природный мир, - пишет Д. Уолш, - не зависит от признания или непризнания человеком его существования, даже если последний анализирует его в терминах структуры значений, которая не присуща ему по самой его природе. Напротив, данный социальный мир неизбежно прекращает свое существование, если ему отказано в человеческом признании, ибо вне такого признания он не обладает свойством существования".
Повседневность, создаваемая в коммуникации, подвержена постоянным интерпретациям и переинтерпретациям. Все в ней толкуемо, прочитывается и перечитывается, создаются бесчисленные варианты понимания, прирастают и убывают смыслы. Поэтому главной проблемой межличностного общения, развертывающегося в пласте повседневности, оказывается проблема понимания. Интерпретативный характер повседневности создает ее сложную внутреннюю структуру, порождает множество разномасштабных "реальностей", переплетающихся, борющихся и взаимодополняющих друг друга.
Однако обыденность не есть клубок спутанных ниток, скорее, это единый функционирующий организм. Ее смысловое целое внутри себя упорядочено, существует ряд устойчивых, общепринятых, ведущих интерпретаций, позволяющих, в конечном счете, говорить о "типе культуры", "единой ментальности" и т.д. В основе всех смысловых флуктаций лежит некоторое количество инвариантов, определяющих актуальное отношение большинства членов общества к природе, к потустороннему, к задачам и возможностям их собственной жизни, к труду, семье, справедливости и т.д. Эти варианты имеют предписывающий характер, подобно парадигме в научном знании, и создают у людей некое общее мировоззрение и сходную в основных чертах картину мира"(с)